Люди и куклы «БТК-Фест». День первый (Елена Бачманова, портал "Musrecube")

Если у Вас когда-нибудь были предрассудки относительно театра кукол, то сейчас самое время их развеять: в Санкт-Петербурге стартовал I международный фестиваль театра актуальных кукол «БТК-Фест» – событие, вобравшее в себя почти все новые веяния и течения в области современного визуального театра. С 19 по 23 сентября у петербуржцев есть чудесная возможность удостовериться, что кукольный театр – это не просто детские спектакли с ширмами и сказочными персонажами, а сложносочиненная материя, где в роли куклы может выступить любой одушевленный и неодушевленный предмет.
 
Большой театр кукол, на базе которого проходит фестиваль, уже не раз своими взрослыми и детскими спектаклями подтверждал, что является настоящей «экспериментальной площадкой, открытой к поиску новых выразительных средств и возможностей сценического языка». В этом году для театра настала пора расширения горизонтов, и в гости к петербургским коллегам из Италии, Франции, Израиля, Бельгии и других стран приехали коллективы, для которых работа с необычной формой является приоритетом. Формат и эстетика спектаклей, заявленных на фестивале, не менее обширны, чем их география: от хрупкости и эфемерности бельгийской постановки «Fragilie» до гротескного «трагифарша» Могилевского областного театра кукол («Гамлет»).
 
Показы проходят в дневное и вечернее время на четырех площадках БТК, а также на сцене «Театра на Литейном». Таким образом, за один фестивальный день можно увидеть несколько постановок и концерт из офф-программы «БТК-Феста», которая проходит в фойе Большого театра кукол после вечерних спектаклей.
 
Однако в первый день организаторам и участникам «БТК-Феста» было явно тесно в стенах БТК: масштабное открытие, сопровождаемое гуляниями, карнавалом и даже паркур-шоу, вышло на улицы города. После утренней лекции профессора Марека Вашкеля о современном европейском театре, театре объекта и театре визуального искусства, словно в подтверждение истоков профессии кукловода, состоялся спектакль «Пульчинелла-ди-Маре» итальянского актера и режиссера Гаспаре Назуто. Пульчинелла – персонаж уличных неаполитанских представлений, традиции которых поддерживает Гаспаре Назуто, самостоятельно изготавливая деревянные куклы, придумывая новые приключения старинных героев и, главное, применяя уникальную голосовую технику, появившуюся еще в XVI веке. Гаспаре Назуто своим примером показал, что традиционный театр может быть не менее актуален, чем поиски авангардных форм.
 
После «Пульчинелла-ди-Маре» в Михайловском саду началось уже упомянутое уличное представление, настоящий театральный парад, ознаменовавший открытие фестиваля. Хотя благодаря радостному настроению, юношескому задору, легкости и какой-то абсолютно домашней обстановке гораздо справедливее называть праздник актуальных кукол именно фестом, как и заявлено в названии, тем самым снимая пафос и официоз привычных фестивальных событий. Артисты из Упсала-цирка, актеры «Цеха свободных художников», студенты мастерской С.Д. Бызгу добирались до театра по воде и по земле, поздравляя прохожих и настраивая окрестности в радиусе двух километров на праздничный лад. К шести вечера в стенах и на стенах Большого театра кукол началось настоящее паркур-шоу от «Parkourcity SPb», из окон выпрыгивали бесстрашные ребята, совершая в воздухе немыслимые кульбиты, преодолевая законы земного тяготения и напоминая, что люди могут летать, как птицы, когда они соприкасаются с творчеством.
 
Эстафету театрального парада подхватили организаторы фестиваля, без лишних торжественных речей объявив «БТК-Фест» открытым и освободив сцену актерам БТК, представившим новый спектакль Руслана Кудашова «Книга Иова» – заключительную часть трилогии по ветхозаветным текстам (в репертуаре уже есть «Екклесиаст» и «Песнь песней»). Но премьерой первый день не закончился: после аншлага на «Книге Иова» праздник переместился в фойе театра, где в рамках офф-программы прошел прекрасный камерный концерт петербургского коллектива «Do-Re-Mi Orchestra», чье творчество вписывается в парадигму «аскетизм, аутизм, минимализм». Но, в отличие от постулата «Do-Re-Mi Orchestra», «БТК-Фест» не стремится ни к аутизму, ни к аскетизму, ни, тем более, к минимализму – впереди еще четыре дня, призванных максимально расширить границы существования людей и кукол в театре.