MUSECUBE

Именно такие слова предваряли показ спектакля-балаганчика «Дон Жуан в Венеции» Архангельского театра кукол. Когда смотришь на репертуар этого театра, глаза разбегаются и возникает желание увидеть сразу всё: и кукольную «Чайку», и чудесные моноспектакли, и спектакль с масками «Петербургские сновидения», и постановку про лисёнка Людвига четырнадцатого, который совсем не хотел быть хитрым. Но в Петербург 22 ноября театр привёз свой «блистательный балаганчик», в котором трудится неунывающий и предприимчивый директор.

Действие спектакля, что следует из названия, происходит в одном из самых прекрасных городов мира – блистательной Венеции, городе любви, музыки и каналов. Об этом на протяжении спектакля много раз споёт неутомимый гондольер в своей баркаролле: «Пусть пересохнут все каналы, но я плыву, плыву вперёд. Венеция моя прекрасна…». Настало время занимательных фактов: в Венеции примерно четыреста гондольеров, которые имеют лицензию и зарабатывают на жизнь перевозкой всех желающих. Разумеется, только туристы прибегают к такому развлечению – сами венецианцы передвигаются либо на собственных лодках, либо на вапоретто, единственном общественном транспорте этого удивительного города на воде.

Дон Жуан – это можно сказать, универсальный образ в искусстве. В скольких фильмах и театральных постановках, книгах и песнях присутствует этот знаменитый соблазнитель. Кто-то говорит о нём с осуждением, кто-то с восхищением, но он неминуемо вызывает чувства. Все мы помним повесть Пушкина «Каменный гость» из цикла «Маленькие трагедии». Коварный Дон Гуан убивает соперника и вынужден оставить возлюбленную, будучи изгнан из города. В постановке Архангельского театра кукол сюжет близко к тексту, но он сдобрен искромётным и ироничным юмором, яркими персонажами и диалогами.

Когда Дон Жуан прибыл в Венецию, спокойная жизнь этого города закончилась. Экзальтированные прекрасные венецианки побросали свои дома и семьи, чтобы немедленно поддаться чарам прибывшего, а их мужьям осталось только восклицать: «А вы не видели мою жену?» и строить планы мести.

Здорово, что спектакль сделан именно в форме балагана: казалось бы, старинный формат, а как актуально и свежо смотрится. В детстве все мы ходили на такие кукольные постановки, в них был простой сюжет, но присутствовала некая мораль. Балаганчик кажется лёгким жанром, но Дмитрий Лохов и его команда сумели вложить в свой спектакль смысл, не в форме нотаций, а скорее намёков на то, что хорошо и что плохо. Спектакль «Дон Жуан в Венеции» говорит нам о том, что всем нам приходится нести ответственность за свои поступки. Дон Жуан не раскаивается, что обольстил стольких женщин и совершил убийство, но статуя убитого капитана, как орудие возмездия, забирает его в Преисподнюю. Но, так как это весёлый спектакль, даже такой финал не выглядит трагическим: вот и наш герой не унывает, зная, что и в аду он найдет себе удовольствий. Ах, эти обаятельные красавчики воистину неисправимы!

Спасибо за такой живой и забавный спектакль, его юмор оценят как дети, так и взрослые. Диалоги и забавные реплики запомнятся надолго: «Мама, там гондольера бьют». – «А нечего выпендриваться» (должно быть, будничная ситуация для Венеции). Во время спектакля зрители настолько вовлечены в происходящее, что забывают об актёрах, управляющих куклами. Настолько живыми выглядят эти забавные персонажи, у каждого – свой характер и душа. А в финале актёры выходят на сцену, и видно, насколько они артистичные, яркие и талантливые. Приятно наблюдать за такой увлеченностью своим делом. Песенки, звучащие в спектакле, долго ещё останутся в памяти.

Алла Игнатенко, специально для MUSECUBE