ОКОЛО.

«Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король. Было у него одиннадцать сыновей и одна дочь, Элиза» — с этой фразы начинается сказка Ганса Христиана Андерсена «Дикие лебеди» и точно так же – спектакль «Далеко-далеко» (режиссёр Анна Иванова-Брашинская). Показ спектакля «Далеко-далеко» состоялся в рамках фестиваля БТК-Фест: Театр актуальных кукол 22 ноября. Но братьев было не одиннадцать, а семь. Все — изумительные актёры мастерской Руслана Кудашова.

Сказка Ганса Христиана Андерсена «Дикие лебеди» и сказка «Шесть лебедей» Вильгельма и Якоба Гримм обрели новые смыслы на сцене Большого театра кукол благодаря мастерству режиссера – Анны Ивановой-Брашинской и талантливой игре актеров. Спектакль объединяет в себе невероятную трогательность истории датского сказочника с пугающей мрачностью братьев Гримм. Данная постановка – сказка для взрослых. В ней есть не только черное и белое, добро и зло, свет и тьма, но и оттенки, намеки, подтексты, за которыми можно увидеть темы взросления и прощания с наивностью, после которых наступает прозрение.

Так, в спектакле есть интересный пластический элемент – вращение. Вот беззаботная девочка кружится, играя с братьями в жмурки с повязкой на глазах. Но повязка неизбежно спадает. И уже совсем другое, болезненное и мрачное вращение у девочки, которая, сама того не желая, повзрослела и вынуждена идти на жертву во спасение, взять на себя «личную ответственность».

Несмотря на серьёзность тона повествования, на трагичность постановки, зрителям стоит быть готовым к тому, что их не только заставят сопереживать или размышлять. Радости тоже найдется место. В спектакле есть немало юмора, шуток, пародий.

«Далеко-далеко» — сказка в сказке, в которой порой сложно отличить, где игра, а где начало настоящей драмы, в которой и одиночество, и жестокость уже совсем не иллюзорны, и могут привести к концу, за которым только пустота.

Логично и оправданно в данном контексте использование тени как образа и метафоры человеческой души. Ведь тень часто называли двойником, эквивалентом души человека. Согласно древним поверьям, через тень можно как заворожить, так и вылечить. Кроме того, игра светотени всегда придает дополнительное очарование и восхищает зрителей, а когда это выполнено еще и с юмором, то просто вызывает восторг.

Спектакль очень атмосферный. На спектакле присутствовали гости из-за рубежа, но языковые различия не стали преградой для восприятия спектакля. Прежде всего потому, что актеры говорили на международном языке, визуальном языке пластики, пантомимы, ярких образов, танца и даже хорового многоголосного пения о всепобеждающей любви.

И чувствуется, что спектакль сделан с любовью. Причем это оценили не только зрители, но и жюри многочисленных фестивалей. «Далеко-далеко» — лауреат Национальной театральной премии «АРЛЕКИН» (в номинациях: «Лучшая женская роль», «Лучший актерский ансамбль», «Лучшее музыкальное оформление», «Лучшая работа хореографа» (2015)). Номинант Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит» (в номинации: «Лучшая работа режиссера», 2014). В 2015 году спектакль был признан фаворитом программы фестиваля кукольных театров «Festival Mondial des Theatres de Marionnettes» в Шарлевиль-Мезьер.

Сама Анна Иванова-Брашинская рассказала, что для неё было важно показать интерпретацию подтекста сказки. Поэтому спектакль «Далеко-далеко» стоит воспринимать на подсознательном уровне: что ребёнок не выбирает, в какой семье он рождается, и что мать должна вести себя соизмеримо с возрастом ребёнка. Поэтому добрая ласковая мать и злая мачеха — это один и тот же человек.

Автор: Инна Зайцева