"БТК-ФЕСТ. Цирк": День пятый

"Блошиный цирк Фортунатус"
Большой театр кукол, Мастерская Р. Кудашова, Россия 
Режиссер - Анатолий Гущин

«Блошиный цирк – искусство ныне почти забытое. Режиссерский курс Руслана Кудашова возвращает это зрелище на сцену, показывая в спектакле "Блошиный цирк Фортунатус", что для театра кукол нет непосильных задач. "Блохи" здесь исполняют как традиционные для этого жанра номера: перетягивание повозок или фехтование миниатюрными шпагами, так и открывают для себя новые поля работы. Так появляется блоха-художник, за картину которой назначают сумму с множеством нулей или сцена с боксом, где по рингу скачут бойцовские перчатки. Игра в локации оказывается весьма занимательной: мини-актеры отправляются в полет на воздушных шарах, словно сверчки, или погружаются в бассейн. Кульминацией становится космическое путешествие, где маленькая "блошка" прокладывает маршрут сквозь лунные кратеры. От мастера в настоящем блошином цирке требуются не только длительные тренировки с миниатюрными артистами, но в большей степени ловкость и изобретательность на выступлениях. Здесь блошиное существование создаётся при помощи игры света и реакции исполнителя. А главное – ни одна блоха не пострадала».

Анна Казарина

«Я Басё»
«Упсала-Цирк», Россия
Режиссер - Яна Тумина

 
«Ожидание, время, одиночество, встреча - титры, которые появляются на экране в очередь с хрупкими бабочками как отражение мира поэта Басё. Каждому сидящему в зале они говорят о своем, наиболее вольны в трактовке дети. На сцене "Упсала-цирка" видно, что дети могут быть разными - хулиганами и даунятами (да простят меня принципиальные противники этого слова, мне слышится в нем исключительно любящая неформальная интонация). И все они, свободные и красивые, способны на трюки. Под куполом цирка важна тема пути, кажется, мы видим дорогу, бесконечно тянущуюся направо и налево. Для одних это повод встретиться, для других разойтись. Дети и наставники проводят время в философских беседах и безобидных шалостях. В физических упражнениях, во время которых можно научиться летать. Это пригодится в жизни - взрослые могут обзавестись крыльями. И тогда возникает финальный титр - пробуждение».
Алексей Гончаренко
 
«"Я – Басё" поставлен в настоящем шатре "Упсала-Цирка" с двумя группами его воспитанников: хулиганами и "лямурчиками". Но как всегда у Яны Туминой, проект выходит далеко за рамки инклюзивной истории. 
Японская медитативная поэзия гармонично соединяется здесь с солнечными актерами. Эта поэма пишется строфами цирковых номеров.
Понять, как выглядит ожидание, застывшее в вечности время. Найти поэзию в простых вещах: шаге, наблюдении, ловле рыбы. Отыскать в бесконечности вариантов свою дорогу и пройти ее так, чтобы не задеть хрупкие нити жизни. В лабиринте вдруг встретить того, кого можно обнять, взять за руку, и с ним вместе пройти этот путь до конца.
"Я – Басё" – концентрированное воплощение красоты. Танец хрупких мотыльков в исчезающем луче света, путешествие на другую планету. Пробуждение».

Анна Казарина

 

 

"Небо в чемодане, или Цуцики в ночи"
БТК & postPotudanь, Россия
Режиссер - Руслан Кудашов

 

«"Небо в чемодане, или Цуцики в ночи" театра "Потудань" – спектакль-легенда. Поставленный Русланом Кудашовым почти 15 лет назад, он возродился специально к БТК-фесту.

В ожидании навсегда ушедшего поезда четыре персонажа-маски коротают бесцветные ночи на забытом вокзале. Пылью покрылись не только его окна, но они сами. Затерянные в безвременье, где и часы потеряли стрелки, усталые клоуны давно забыли, куда едут и зачем.
Герои насквозь пропитаны историей собственной боли. Слов их уже не разобрать, звуковая партитура выстраивается из постуков расшатанных нервов. В их сердцах бьётся музыка бывшей жизни, замурованная в ворохе пустых чемоданов. В их бездну можно провалиться, но привет из прошлого будет стоить слишком дорого. Раненные жизнью, персонажи безнадежно ищут друг в друге собственное отражение, но что можно разглядеть сквозь грязное стекло».
 
Анна Казарина 
 
«Именно "Небо в чемодане, или Цуцики в ночи" возник в БТК в новой редакции спустя почти 15 лет после премьеры в театре "Потудань". Клоунада, а не спектакль по Платонову или Гоголю, оказался необходим Руслану Кудашову вновь. Перед дорогой квартет персонажей с белыми лицами и черными бровями домиком не пакует вещи, а тщательно гримируется. Они-то знают, что спектакль об ожидании сегодня должен быть интреснее и важнее, чем спектакль о поездке, что чемоданы - это декорация, а не реквизит. Вокзал, по мнению цуциков, в принципе не место для начала путешествия, это забытое всеми место встреч для непредсказуемо складыающихся пар. "Дело в том, что в роли кукол здесь выступают живые артисты", - сообщает фестивальный буклет, но кто же верит буклетам. Srengers in the night скорее растерявшиеся кукловоды, при случае они скрываются за оживающим в руках предметом и даже на минуту появляется заготовка для тростевой куклы - привет спектаклю "Мы", который играет уже следующее поколение актеров Кудашова».
 
Алексей Гончаренко