"БТК-ФЕСТ. Цирк": День третий

«Маленький цирк»
Лоран Биго, Франция

«Музыкант, художник, перформер Лоран Биго из Франции называет свой спектакль "Маленький цирк". Тем самым он лингвистически программирует зрителя, предлагая ему взглянуть на происходящее на сцене именно как на цирк, а не перфоманс, концерт (хотя звук здесь чрезвычайно важен) или спектакль. Если поддаться этой мысли, то самого Биго стоит сравнить с дрессировщиком, под руководством которого механические игрушки выполняют различные трюки, и его задача разглядеть в каждом "исполнителе" его скрытые возможности, которые произведут впечатление на публику. Да и на самом деле это старый добрый цирк, где не важен нарратив и актуальная тема, а просто интересно и радостно наблюдать, как, например, заводные игрушечные хомячок и панда бегают по крошечному манежу». (Спектакль второго фестивального дня)

Алексей Гончаренко

«Создатель "Маленького цирка" Лоран Биго позиционирует себя как композитора и музыканта. Больше всего его интересует поиск в сфере синтеза музыки с другими видами искусства, в том числе обращение к простым предметам. Но используя обыденные вещи, он уходит дальше извлечения звука из бытовых объектов, превращая свой музыкальный сет в спектакль. 

В "Маленьком цирке" Лоран исследует процесс создания музыки здесь и сейчас при помощи заводных игрушек, плоских кукол и прочего детского хлама. Арена его цирка – музыкальный инструмент со струнами и колонками, живой организм, которым полностью управляет он сам. Перемещаясь по сцене, герои механическими отрывистыми звуками создают цельное музыкальное произведение. 
Несмотря на автоматизацию всего процесса, куклы, как и живые актеры, не могут двигаться каждый раз одинаково. Никто не знает, в какой момент упадет с подвешенного листа фигурка акробата на липучках, включая самого Лорана, который запускает их в полет одного за другим. В заранее выстроенную музыкальную драматургию вкрадывается жизнь – куклы сами начинают диктовать ноты». (Спектакль второго фестивального дня)
 
Анна Казарина
 
«Мокрица едет в цирк» (TEHDAS Teatteri, Финляндия)
Инсценировка и режиссура: Алма Раяла и Лаура Халлантие
 
«Сюжеты из жизни насекомых любимы кукольниками, в случае театра Tehdas из Турку главной героиней становится Мокрица с неизменно удивленной физиономией, которая долго не решается отправиться на представление заезжего цирка, и в итоге опаздывает на него, но знакомится с известными актерами и даже придумывает свой трюк на велосипеде. Зрители, как и героиня-социопат, не увидят, что происходило в разноцветном шатре. Зато им покажут камерный мюзикл "Мокрица едет в цирк" с планшетными куклами, расхаживающих в модных сапожках по столу, привычно оформленному в зеленых тонах в виде полянки, пригорков и цветов. Простой спектакль без претензий, поставленный для детей от 3 лет по непереведенной с финского книге Риетты Ниемеля, которая успела поработать школьным учителем и экологом, что помогает ей сейчас в писательском труде».
 
Алексей Гончаренко
 
«Спектакль "Мокрица едет в цирк" финского театра Tehdas Teatteri поставлен по детской книжке. Добрая история о том, что порой бывает трудно позволить себе считать мир дружелюбным, на сцене тоже выглядит как книга с картинками. 
Декорации здесь выполнены из натуральных мягких тканей пастельных оттенков. В этой колыбели себя уютно чувствуют все жители леса: муравей с повадками военного, пружинная гусенка и две беспечных тли, занимающих зрителей шуточками в стиле траляля и труляля. Все здесь звенит и жужжит на разные голоса, только мокрица боится вставить в общий хор даже звук. 
Четко спланированная попытка нарушить зону комфорта оборачивается благословенным провалом, позволяющим понять, что жизнь начинается тогда, когда все идёт не по плану».
 
Анна Казарина
 
«ВЮ» 
Cie Sacekripa, Франция
 
«"ВЮ", придуманный и сыгранный Этьеном Мансо из Франции - очень смешной спектакль, хотя его персонаж в течение 45 минут просто пьет чай. Возвращается с работы, привычном жестом снимает галстук, меняет одни очки на другие и садится за маленький столик с заботливо приготовленным самому себе еще с утра зефиром. Подробное, едва ли клоунское, следование характеру сноба и педантичного мизантропа провоцирует череду трюков, которые рождаются не от эксцентричности героя, а от его болезненного перфекционизма. Каждый предмет должен лежать строго на своем месте, все рассчитано до миллиметра и секунды. Кусок сахара предусмотрительно кладется на кнопку чайника, который при закипании подбрасывает белый кубик прямо в заблаговременно установленную чашку. Есть и более опасные процедуры взаимодействия с острым тесаком и дымящимся тостером, где возможно нанесение вреда здоровью. Однако все под контролем. Спектакли солистов так или иначе подталкивают на размышления о границах личного пространства персонажей и об их одиночестве. В случае представленном Мансо его причины не экзистенциальные, а бытовые. Неизвестно, что значит "ВЮ", но в этом слове слышится отзвук состояния дежавю, герой средних лет каждый день попадает в ситуацию слишком размеренного не просто чаепития, а время препровождения, и она ему, похоже, нравится».
 
Алексей Гончаренко
 
«БИОГРАФ» 
Cirk La Putyka, Чехия
 
«Фильм, фильм, фильм. Вестерн, хоррор, комедия. "Биограф" Cirk La Putyka из Чехии - кинотеатр одного актера, вернее, одного механика, который также занимается билетами и продает попкорн. Заправский синефил так поглощён картинами на хранящихся у него пленках, что видит в популярных героях своих друзей, более того, представляет на их месте себя. Он панибратски общается с экранными двойниками, среди которых узнаются Чаплин, Франкенштейн и Кинг Конг и даже меняется с ними местами. В финале он позволяет всем желающим подняться на сцену, чтобы попасть за белый экран и увидеть своими глазами, как делались происходящие на сцене чудеса комбинированных съемок, сделанных не слишком изобретательно. Возможно потому, что путеводитель в мир немого кино в исполнении Иржи Кохута, клонируя на экране свою улыбку, все же больше в искусстве любит себя». 
 
Алексей Гончаренко
 
«В спектакле "Биограф" театр Cirk La Putyka возрождает забытое искусство немого кино, приглашая зрителей на киносеанс в театральный зал. Здесь все по-настоящему: на входе билеты и попкорн, а в зале тапер, который помимо музыкального сопровождения черно-белой ленты на винтажном пианино ещё и имитирует звуки немых героев различными приспособлениями. 
На экране в прямом смысле оживают герои прошлого: Кинг Конг, доктор Франкенштейн, Чарли Чаплин. Их биографии собрал вместе человек в поношенном пальто, который работает здесь понемногу за всех: билетером, продавцом попкорна, киномехаником, режиссером. В этом фильме он смонтировал истории своих друзей, чтобы оживить воспоминания об их некогда больших делах. Ведь все они постепенно исчезают, как и должность тапера, киномеханика, как и 35мм пленка. В конце представления всех желающих приглашают за сцену, предлагая тут же отразиться на экране в цвете: та история уже закончилась, пришло время для новых биографий».
 
Анна Казарина