"БТК-ФЕСТ. Цирк": День второй

"Цирк Джельсомины" Sandra Lange, Эстония
Команда: Сандра Ланге и Джон-Джон Моссу (Бельгия)
Режиссер, художник: Лаура Халлантие

Алексей Гончаренко

«Кажется, что музыка Нино Рота будет постоянно звучать в самодельном цирке, где выступает Джельсомина - эстонская актриса Сандра Ланге играет свою роль в гриме героини Джульетты Мазины из фильма "Дорога". Но она звучит лишь редким эхом. Персрнажи картины Феллини в спектакле "Цирк Джельсомины" тоже стали лишь намеками на кинопрототипы, адаптированными персонажами из прошлого. Каждый из них складывается из старых вещей, найденных в чемодане, в основном это поржавевшие и приукрашенные столовые приборы. Циркачи всегда готовы исполнить тот или иной знакомый трюк, но, когда настоящий нож должен вонзиться за спиной персонажа, сделанного из штопора, страшно не становится. В спектакле для детей заглавная героиня не умирает, а, напротив, в финале только начинает жить собственной жизнью, оставляя за спиной все горести, потери и старые консервные банки».

Анна Казарина

«Хрупкая и несуразная Джельсомина актрисы Сандры Ланге так же бесприютна, как героиня Джульетты Мазины в "Дороге" Феллини. Но только это уже ее личный цирк – она сама выступает за всех персонажей, раз за разом разыгрывая драму своей жизни, ставшей в итоге историей освобождения. В побитом жизнью чемодане Джельсомины куча подобранного по дороге металлолома: куклы силача Дзампано и его многочисленных подружек собраны из консервных банок, гвоздей, штопоров, острые и колкие, что боишься порезаться. То ли дело сама Джельсомина – округлая, блестящая, сделанная из дырявчатых чайных ситечек. В этом винтажном чемодане бродячего артиста – и цирковая арена, и зал со зрителями, и дом, и могила.  Она так привыкла жить на привязи, что продолжает загонять себя в узкие рамки, окружать цепями и заборами на и без того узкой платформе сцены. Кажется, нет ничего проще, чем просто сойти с этой дороги. Но осознание того, что путь свободен, приходит только с болью потери».

«Легкий слон» 
Света Бень и «Летающие звери», Россия, Беларусь
Режиссура: Света Бень, Миша Сафронов

Алексей Гончаренко

«"Легкий слон" - спектакль, который можно посмотреть после одноименного анимационного фильма, сделанного тем же Мишей Сафроновым. Даже зная сюжет о летающем городе и слоне, который приобрел по случаю крылья и научился летать, будет интересно лично увидеть на сцене обаятельных исполнителей - самого Мишу и Свету Бень, для которых актерская профессия скорее увлечение. Получился спектакль с плоскими как будто картонными кулами, словно нарисованными только что от руки. Наивный в хорошем смысле слова спектакль для маленьких о пользе силы воли, умении улыбаться, о вере в свою заветную мечту и витальной силе счастья».

Анна Казарина

«Перед спектаклем Миши Сафронова и Светы Бень в фойе БТК гостей встречает огромный надувной слон, а всем желающим раздают картонные крылья с облаками. Это тоже момент игры: чтобы оказаться в Лёгкой стране, куда нас приглашают создатели спектакля, надо забыть о предрассудках, росте цен, вечно плохой погоде и просто довериться.История о слоне Прабу, в полет которого верила только муха Лариса, – долгий путь принятия себя. Позволить своей мечте осуществиться, несмотря на мнения и требования окружающих, не так просто. Но авторы на пару легко разыгрывают ее с воздушными декорациями из картона и плоскими куклами, очень дозированно и уместно прибегая к интерактиву. В какой-то момент понимаешь, что взлетаешь вместе со слоном, хоть за спиной и крылья из бумаги. Но оторваться от земли позволяют не крылья: витать в облаках на седьмом небе можно только от счастья».

 

«Circus Funestus» 
Sofie Krog Theatre, Дания
Идея, режиссура и работа с куклами, исполнители: Софи Крог и Дэвид Фарако

Алексей Гончаренко

«Сделанный в Китае старомодно выглядящий микрофон (жестикулирует он весомой вилкой для подпитки в розетке) начинает цирковое шоу, в котором примут участие слониха, блоха, панчи-буддисты, попкорн, пиранья и кнут. Постепенно закулисные интриги сорвут плановое выступление и спектакль скатится в нечто среднее между елочным представлением и голливудским блокбастером с киднеппингом, погонями и счастливым концом. Сторону зла представляет, что предсказуемо, кнут, слониха и блоха по очереди спасают друг друга от верной гибели, что ускоряет их финальную помолвку. Circus Funestus в постановке Софи Крог из Дании соединяет традиционную ширму и модный видеомэппинг, номерную структуру с остросюжетной драматургией хоррора. Кстати, Funestus можно перевести как "запятнанный кровопролитием", цирк - место недюженных страстей». 

Анна Казарина

«В своих постановках передвижная компания "Sofie Krog Theatre" из Дании часто обращается к видео, создавая спектакли на стыке театра кукол и кино. Спектакль "Circus Funestus" отсылает к нуар-фильмам, характерным для кинематографа середины прошлого века. Живой микрофон, попкорнины-акробаты и панчи-близнецы играют пародию на то, что некогда было элитным. По законам жанра герои устраивают погоню, превращая серию цирковых номеров в тревожную криминальную историю с непременной романтической линией.Видео в театре кукол позволяет выделить самые мелкие детали, порой даже невидимые: например, транслировать на большой зал крошечный блошиный цирк одного актера. Кинематографичными здесь становятся и сцены с куклами, где общий план сменяется крупным и обратно. И хотя конструкция шатра выполнена в стиле старой черно-белой кинопленки, ширма с куклами в итоге превращается в полноценный экран для 3D фильма».