ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ БТК-ФЕСТА: RUSSIAN CASE

22 НОЯБРЯ. ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ

Очередной день фестиваля был насыщен событиями самого разного плана: детский спектакль «Муха-Цокотуха», спектакль для детей постарше «Далеко-далеко», лекция Анны Некрыловой о культуре смеха в России, взрослый спектакль о Доне Жуане и концерт off-программы группы «Дунаевский Orchestra»

 

«МУХА-ЦОКОТУХА», ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ 9

БТК-фест: Russiancase продолжается. Воскресенье началось с музыкального спектакля-чаепития «Муха-Цокотуха», в основе которого лежит всем известное детское стихотворение Корнея Чуковского. Режиссер Иван Пачин вместе с актерами «Творческого объединения 9» создали камерное представление для самых маленьких зрителей, которые смогли принять в нем непосредственное участие. Спектакль получился очень увлекательным и интерактивным.

Произведения Корнея Ивановича Чуковского являются классикой детской литературы, а это стихотворение одним из самых известных. Поэтому, сейчас сложно удивить чем-то новым, используя в качестве основы такие сочинения. Однако команде «Творческого объединения 9»это безусловно удалось.

История приключений Мухи-Цокотухи ожила на глазах с помощью потрясающих кукол именинницы, злодея Паука и спасителя Комарика. В действие были включены и сами актеры, которые существовали наравне с персонажами.

Главной особенностью спектакля стало вовлечение детей в процесс. Актеры превратили юных зрителей в гостей Мухи-Цокотухи, раздав им незамысловатые пальчиковые игрушки бабочек, гусениц, тараканчиков и муравьев. Дети отправились на именины к Мухе, рассказали ей стихотворения и спели ей поздравительную песню «Каравай».

Художественная составляющая спектакля поражает своей простотой: реквизит был представлен лишь чемоданом с пальчиковыми игрушками - будущими гостями праздника. Однако сами куклы-марионетки выглядят очень интересно, они словно живые и похожи на людей. Сопровождает все действие один лишь музыкальный инструмент, такой родной русской душе. Звуки балалайки очень реалистично изображают взмахи маленьких крылышек героев, их походку, взлеты  и прыжки.

Спектакль «Муха-Цокотуха» получился очень яркий, живой и интересный. Каждый смог принять в нем участие – ребенок попал в настоящую сказку, а родители за него искренне порадовались. Так, простое детское стихотворение о приключениях Мухи-Цокотухи вновь получило жизнь в театре…

 

«ДАЛЕКО-ДАЛЕКО»,  БОЛЬШОЙ ТЕАТР КУКОЛ

Излюбленная сказочная тема о злой мачехе и падчерице нашла отражение в постановке Анны Ивановой-Брашинской «Далеко-далеко».

При родах седьмого ребенка погибает мать семейства. У них уже есть шестеро сыновей, и вот, после появления долгожданной девочки, случается трагедия. Братья опекают младшенькую, как могут, во главе с отцом устраивают ей представления: то взберутся друг другу на плечи и выстроятся в пирамиду, то станцуют, то споют. При этом артисты работают с куклами-тантамаресками (кукольное туловище и голова актера). Одетые в хорошенькие костюмчики, такого же небесного цвета, как рубашка их отца, они задорно рассаживаются вокруг него, читающего любимой доченьке сказки.

Сказка в точности повторяет историю семьи – отец, шесть сыновей, дочка. Однако однажды по сюжету должна появиться мачеха-ведьма. Дети подросли – теперь это шесть статных юношей, которые надевают синие рубашки, подобные отцовским. Девочка же выросла в очаровательное хрупкое создание, однако, несмотря на длинное платье с цветочным узором, она с удовольствием бегает и играет с братьями. В минуты грусти братья затевают для любимой сестренки домашний театр теней из большой простыни, внутри которой они забираются и разыгрывают смешные сказочные сюжеты.

Однажды в доме появляется мачеха. С нездорово застопоривающимся на каждой подробности взглядом, в белом платье, с выбеленными руками и лицом, актриса Мария Батрасова создает узнаваемый образ мачехи из сказки. Ночью она выстирывает синие рубашки пасынков до идеальной белизны, которые, надев поутру, превращают братьев  в лебедей. Надевая рубашку, герои начинают чувствовать себя нехорошо, откуда-то появляются неестественные движения рук, которые невозможно контролировать. В не меньшем, чем сестра, ужасе, они улетают. Мачеха-ведьма предлагает падчерице поймать птиц. Поймает – братья вернутся домой, нет – уж не обессудь, пропали. Героиня Ручимской, выбиваясь из сил, дрожа всем телом, пытается придумать, понять, как же ей поймать братьев. И ей это удается. «Лебеди» возвращаются домой. Маленькая любимица семьи вмиг повзрослела. И злая мачеха все же не является поводом для черной обиды. Самое главное, что, благодаря ей, главная героиня, преодолев тяжкие препятствия, вырастает и становится сильной.

 

 

ЛЕКЦИЯ АННЫ НЕКРЫЛОВОЙ:  СМЕХОВАЯ КУЛЬТУРА РУСИ

Перед вечерним спектаклем состоялась лекция Анны Некрыловой о смеховой культуре Руси.

Сначала гостям рассказали о природе смеха, что он всегда непременная часть культуры. Причем смеховое начало всегда неоднозначно во всех культурах. Смех всегда «жизнедательный». По различной мифологии от улыбки зацветают цветы, звери становятся добрее. Не смеется только мертвое и нечисть. Конечно, есть смех Лешего, но он совсем иной, это скорее нечто наподобие хохота.

Также существует тесная связь смеховой культуры с обрядовой. Так, в Якутии богиня рождения и богиня смеха – одна и та же. Во время родов, все окружающие должны смеяться, тогда ребенок родится полноценным человеком. Так и во время смерти в некоторых культурах принято смеяться, чтобы показать покойнику, что по нему, конечно же скорбят, но жизнь на этом не заканчивается, близким сейчас хорошо.

Смех всегда историчен и этничен. Поэтому некоторые шутки вызывают у разных народов противоречивую реакцию. Даже в бытовой культуре встречаются различные реакции. Так, например, поющиесястаршим поколением на полном серьезе жестокие романсы, не вызывает у молодого ничего, кроме смеха.

Также на лекции рассказали и о связи смеховой культуры и театра. В первую очередь, в том, как различный зритель реагирует на происходящее. Почему у одних это вызывает смех, а другие смотрят, затаив дыхание.

Без смеха нельзя представить ни одно народное гуляние. На площадках-балаганах царил радостный смех. Анна Некрылова рассказала о различных народных забавах, о разносчиках и том, что только они не придумывали, чтобы их товар покупался. «Пироги горячие – с пылу, с жару, пятачок за пару! Кто купит – тот язык облупит!» - выкрикивали торговцы.

Множество примеров из разных исторических эпох закончили лекцию так, что все присутствующие поняли, чем хуже народу живётся, тем смешнее рождаются шутки. Смех помогает жить.

 

«КУКОЛЬНЫЙ БАЛАГАНЧИК “ДОН ЖУАН В ВЕНЕЦИИ”», АРХАНГЕЛЬСКИЙ ТЕАТР КУКОЛ

Балаганное представление Архангельского театра кукол стало логичным продолжением лекции Анны Некрыловой. На сцене небольшая выстроенная балаганная площадка. Украшенная цветными лоскутами, подсвеченная маленькими рядами лампочек, она имеет даже небольшой оркестрик наверху. Есть на ней и главный герой – директор, который, собственно и рассказывает нам историю о Доне Жуане, который приехал в Венецию, соблазнил добрую половину женщин, убил Капитана, а потом сгинул в аду вместе с его посмертной статуей.

С искрометным юмором, постоянными анекдотическими рефренами (появление маленькой восторженной девочки, которая тоже хочет увидеть Дон Жуана), спектакль вызывал бурю аплодисментов на протяжении всего действия.

Сюжет о Доне Жуане известен в общих чертах каждому. Здесь важно было именно сыграть на границе смешного и аморально-пошлого, полностью в жанре балагана. Когда происходит суд над Доном Жуаном, верховный судья – в спектакле это человек в глубине балаганчика, главный симулякр – большая белая маска. Он нависает над всеми и говорит, что вина заезжего ловеласа очевидна, однако, тем не менее, он решил демографическую проблему в Венеции!

Если человеческий суд над Доном Жуаном не властен, то суд Всевышнего ему гарантирован. Но не в балаганном представлении. Здесь и со статуей Капитана не особо считаются, с ней дерутся все, кто только оказывается рядом. Даже в аду Дон Жуан не мучается и не страдает, а находит для себя новых прелестных дам. Занавес.

 

КОНЦЕРТ ГРУППЫ «ДУНАЕВСКИЙ ORCHESTRA»

Завершался день событием, которому суждено было стать одним из самых долгожданных событий off-программы – выступлением группы Дунаевский Orchestra.

Обаятельный, стильный, энергичный коллектив из профессиональных актеров театра и кино и выпускников консерваторий, играет музыку разного направления – от рок-н-ролла до фанка и джаза.  Музыканты не первый год выступают в БТК – дружба тянется еще с прошлого фестиваля. Так и в этот раз ребята исполнили несколько своих песен, а потом зажгли публику энергичнымикаверами хитов из 70-х, 80-х и 90-х.

И – внимание фанатам! (Которых, судя по вчерашнему вечеру, у ребят немало). Группа готовится выпустить второй альбом! Официальный релиз состоится всего через 6 дней!

 

Материал подготовили Маргарита Моисеева, Елизавета Сорокина, Ксения Русинова

Фотограф – Антон Иванов