Как это было. День первый.

Свершилось. Вчера мы открыли первый за всю историю Большого театра кукол фестиваль «БТК-ФЕСТ: Театр актуальных кукол». Было волнительно и радостно. День был крайне насыщенный: лекция Марека Вашкеля, спектакли итальянца ГаспареНазуто «Пульчинелла», парад, паркур-шоу, премьера «Книги Иова» и концерт группы Do-Re-MiOrchestra!

Лекция Марека Вашкеля.

Текст: Артем Арсенян

"Я считаю, что самое важное в современном кукольном театре - это анимация" - этими словами профессор Марек Вашкель начинает первое мероприятие международного фестиваля театров кукол "БТК-фест".


Марек провел для присутствующих экскурсию в европейский театр кукол для взрослых.

Вашкель был директором одной из самых значительных театральных школ - Белостокского театра кукол, известного постоянным поиском новых форм кукольного и синтетического искусства. Так же Марек является профессором Варшавской театральной академией и может похвастаться тем, что видел практически все постановки современного театра кукол. 


Профессор связывает начало нового театра кукол для взрослых с деятельностью польского режиссера и живописца Тадеуша Кантора. Отрывками из его спектакля по метерлинковской "Смерти Тинтажиля" Вашкель открывает свой часовой видео экскурс в "кукольную анимацию".


За час лекции зрители смогли увидеть самые разнообразные формы современного театра кукол. От марионеток до полноценного овладевания куклой актера (яркий отрывок античного сражения молодой девушки-актрисы с куклой-медузой поражает своей реалистичностью и какой-то момент забываешь где живой актер, а где кукла). Ещё Вашкель знакомит зрителя с интересной кукольной интерпретацией Шекспировского "Гамлета", где все герои, кроме принца Датского находятся в стеклянных ёмкостях, наполненных водой. 

Лекция завершилась отрывками из спектакля "Стол", созданного коллективом из Великобритании - BlindSummitCompany. Это единственный спектакль, который можно будет посмотреть вживую в рамках фестиваля 23 сентября на большой сцене БТК в 18:00.

 

 

 

Театральный парад «БТК-ФЕСТ»

Если вчера у вас было хорошее настроение,а в руке воздушный шарик,- значит не сложно догадаться, что вы были на открытии «БТК-Феста». 

Шествие длиною во множество улыбок вчера охватило улицы города. Начавшееся не известно когда, оно и не собиралось заканчиваться- оно лишь каждый раз меняло форму. В Михайловском парке гостей радовали ребята из Упсала-цирка, пугали артисты «ЦЕХЪА СВОБОДНЫХ ХУДОЖНИКОВ» и веселили тростевые куклы, управляемые очаровавшими детей актерами- а главное- все одновременно. Затем эта пестрая, уже успевшая покорить всех присутствующих толпа феерично заполнила собой небольшой катер, и продолжила свой путь по Фонтанке, ловя недоумевающие взгляды не только прохожих, но и проплывавших. Побывав на воде, праздник вернулся на сушу, чтобы порадовать Невский, через который лежал путь к театру. В общем, до ул. Некрасова добрались только когда раздали все шары встречным детям всех возрастов, там уже всех ждали паркурщики, лихо прыгавшие из окон Большого Театра Кукол. Запланированное безумие плавно перетекло в вечерний спектакль, куда все и отправились: удивленные, радостные и счастливые.

 

Мистическая «Книга Иова»

Текст: Яна Чичина


Под занавес первого фестивального дня на большой сцене БТК показали премьерный спектакль Руслана Кудашова "Книга Иова". Это завершающая часть трилогии, в которую уже вошли спектакли на библейские сюжеты – "Екклисиаст" и "Песнь песней".

«Книга Иовы»  – это судьба добродетельного человека, оказавшаяся между Богом и дьяволом, посылающими испытания одни за другими (угнанный скот, перебитые слуги, погибшие дети и страшная, сжигающая изнутри болезнь). История об Иове, не согрешившем, но страдающем безвинно, рассказана в спектакле с космической силой и в таинственной атмосфере мистицизма. Что-то из средневековой мистерии есть в этом действе, окутанном дымом и тусклым светом. Во всю сцену выстроен деревянный помост, уходящий в перспективу. Сверху в конце постамента три девушки в белых одеждах - воплощение голоса Господа Бога, внизу снуют трое в черных одеждах с набеленными лицами - Голос Дьявола. Практически никаких действий. Книгу Иова читают по ролям четыре группы лиц - сам Иов, его Дети, Голос Господа, Голос Дьявола. Все, что происходит, мы узнаем из повествования. Наглядно зритель видит лишь образы и самого Иова. Все его страдания – в его пластике. Все муки – в его то застывшем, то в метающемся по постаменту теле. 

Семь сыновей и три дочери Иова – не отдельные персонажи. Они именно Дети Иовы, т.е. единое целое. Их голоса сливаются в один мощный проникновенный голос. Их монологи, произнесенные речитативом, звучат как будто из другого мира. Вбежавшие радостно на сцену с возгласами: "отец" в самом начале спектакля, после рассказа об испытании для Иова (смерть всех детей сразу) они умирают, медленно сползая во внезапно открывшиеся люки в постаменте. Из этих же люков они возникают еще не раз – уже в качестве воспоминаний, голосов, призраков. А потом и в качестве возвращенных Иову детей, снова обнимающих отца. Зияющие дыры открытых люков создают из постамента шахматную доску, в центре которой всегда одиноко сидит Иов. Он в центре игры дьявола и в центре внимания Бога.

Появившиеся дети Иова в финале спектакля повторяют в точности мизансцену, выстроенную девушками на деревянных куклах. Только на артистов проецируются мультимедийные проекция. Формулы, тексты, космические узоры озаряют их тела на протяжении всего финального монолога. Визуально они то отдаляются на казалось бы невозможное расстояние, то становятся близко-близко к нам. Они как ангелы, спускающиеся с небес, озаренные светом. И вот они снова бегут к отцу, и так же, как в начале спектакля, садятся вокруг него. Иов получает награду, прощение произошло.

Куклы и люди в спектакле Кудашова переплетаются, сменяя друг друга. Трое друзей, поддерживающих Иову – здесь куклы, управляемые тремя артистами в черном (Голосом Дьявола). Каждый из них управляет своей деревянной куклой, напоминающей верхнюю часть манекена, и то руки, то голова куклы заменяется руками или головой актера. Смена происходит настолько мгновенное, что не всегда можно это заметить. Но эти полуманекены не единственные куклы. В спектакле используется целый ряд совершенно разных кукол. Это и маленькие деревянные куклы, которых заботливо расставляют девушки в белом (голос Господа), и белые крошечные фигурки, возникающие в начале спектакля в руках все тех же девушек.

У артистов в руках куклы – маленькие и хрупкие. Также судьба Иова в руках Бога. Но в отличие от куклы, полностью подчиняющейся рукам мастера, человек волен выбирать свой путь. Об этом история Иова, об этом и спектакль по этому нелегкому и даже страшному сюжету.